ING1.ru

Инжиниринг сознания человечества

Карта сайта Новости Контакты Об авторе Войти Регистрация

Изюминка животной части и линейка для человека

    Базовую, описательную животной части человека мы закончили и оказались перед вопросом, куда же нам двигаться дальше. Пока не знаю. Но, прежде чем заняться поисками направления, нам с вами необходимо понять куда мы пришли и собственно говоря что с полученным материалом можно делать. Для этого необходимо подвести некоторые промежуточные итоги. Итак промежуточные итоги:

     Мы с вами, для понятия и выявления особенностей животной части человека обратились к его исходным корням и начали с самого ценного, с того что передавалось людям на протяжении их миллионолетней истории эволюции – к его базовому инстинкту самосохранения и его порождениям – основным истинктам. Этих основных инстинктов у нас набралось три группы – инстинкты отвечающие за деятельность организма, семейные инстинкты и общественные инстинкты, то есть инстинкты функционирующие в обществе себе подобных. Далее, мы с вами поняли, что инстинкты, за счет своих особенностей (в том числе и гормональных элементов) являются не только движущей силой человека, но они также непостоянны по своей природе.  Причем изначально они у разных людей  от рождения могут находиться в разном состоянии – у кого-то в спящем состоянии, т.е. отсутствуют, у кого-то заведомо небольшие, а у кого-то напротив значительны. Помимо этого, обратившись к Фрейду, мы установили, что инстинкты между собой борются и конкурируют за жизненное пространство в управляющем центре человека – в его мозгу. В котором отвоевав себе место они занимают главенствующее положение, а проигравших оттесняют на периферию. На основе полученных положений и понятий мы даже провели анализ маниакальности и гениальности и, выделили возможные перспективы изменений человеческого общества.

    И все… Дальше мы с вами уперлись в логический тупик… Точнее не в тупик, а в ситуацию, когда дальнейший путь заключается лишь в бесконечном разнообразии описаний человеческих состояний. Конечно, это самое настоящее раздолье для писателей, мастерски описывающим разнообразнейшие состояния и нюансы поведения человека. Но нам не это нужно, мы-то с вами от этого ни на гран не приближаемся к главной нашей цели – к цели получения объективного состояния конкретного человека и возможности его использования в дальнейших исследованиях. То есть, здесь мы с вами оказались в положении древнего человека –  как и у него, так и у нас есть много есть чего описать и изложить, но вот нет возможности все это систематизировать, классифицировать. И, самое главное, у нас нет инструмента оценки и сравнения психики человека, у нас нет способа и метода измерения его деятельности. Точнее говоря, мы никак не можем, говоря о человеке, перейти от понятий «один, много и мало»  к понятиям «1, 2, 3, 4…, прибавить, убавить и умножить …». А без этого все дальнейшие попытки описания поведения конкретного человека, какие-то расчеты его поступков и прогноз его деятельности,  будут очередным, весьма плохим литературным сочинением. Чтобы не допустить этого, нам необходимо в корне менять подход к получению искомой картины состояния человека. То есть для продолжения исследований животной части человека и понимания его движущих причин нам нужно создать простой и эффективный инструментарий для подсчета деятельности и эмоциональности человека. Постойте однако… Секундочку… Я здесь несколько поспешил с просьбой о создании инструментария. По одной простой причине, инструментарий создавать  не надо, он уже имеется. Вот как раз в этой главе будут изложены его основные принципы. Однако его изложение требует повторного воспроизведения какой-то части описанного материала. Несмотря на это попробую доступно, по мере возможности и более подробно описать инструментарий для замера и оценки человека. Прошу заранее извинить за несколько сухой и нелитературный стиль изложения содержания инструментария.

     В отдельных местах излагаемого материала мною уже делались ссылки на основоположников физиологии и психологии человека. Несмотря на это, во избежания недопонимания об истоках и корнях приводимых рассуждений, информирую что, в основе сделанных исследований и выводов лежат положения Фрейда и Юнга. Далее, о главной мысли наших рассуждений — об животных инстинктах, выражающихся в потребностях — о них, известнейший советский физиолог, академик Анохин П.К. написал достаточно емко и безальтернативно: «Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека в частности), то оно может грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и основных влечений, а вторую – стадией удовлетворения этих потребностейВсе виды потребностей приобрели побудительный характер, создающий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения…». Да и в целом, механизм действия потребностей, которые являются внешним проявлением инстинктов человека, в науке достаточно хорошо описан и изучен. Но! Существуют отдельные аспекты, которые, на мой взгляд, раскрыты недостаточно полно. Вот тут, как я считаю,  для их изучения нужно применить (ранее не использовавшийся в психологии) механистический принцип роста и удовлетворения потребностей и человека, и животных. Такой подход дает дополнительные возможности по изучению их состояния, поведения и раскрытия истинных  поведенческих мотивов. О них речь будет идти ниже.

  В предлагаемом описании кратко рассмотрена типовая потребность и сопровождающие ее эмоции. В нем предложены новые подходы к человеку, которые открывают большие возможности изучения реакций и поведения существ с высшей нервной деятельностью, в том числе  и человека. Но так как они не охватывают весь спектр возможностей этого, ранее неизвестного направления психологии, то для проверки предлагаемых положений и выводов, и разработки практических рекомендаций, необходимо создание специальной проблемной лаборатории, с обязательным  участием серьезнейших специалистов из областей психиатрии и психологии.

                 Описание развития типичной потребности животного организма

    Если начинать с начала начал человека — его жизни и его существования, то наверное в этом вопросе лучше сослаться на известного  индийского философа Ауробиндо Гхоша, который рассматривал жизнь человека  как существование, в основе которого лежит «развитие его жизни, удовлетворение его интеллектуальных склонностей, эмоциональных и жизненных потребностей…». То есть философ говорит о потребностях как о самой основе существования человека, то есть о том что они являются его сущностью и ради их удовлетворения он живет. Пусть будет так, ведь это говорил великий философ. Сами потребности более подробно рассмотрены многими учеными и философами, не будем их перечислять, остановимся на одном из них. К примеру,  Немов так их описывал:  «Среди мотивов и потребностей человека прежде всего выделяются биологические и социальные. К первым относятся нужды, связанные с самосохранением и развитием организма. Это потребности в пище, воде, в кислороде, в продолжении рода и ряд других…» (Для справки: потребности по сути дела видимые проявления основных инстинктов человека, в том числе и основного — инстинкта самосохранения).

   Но, хотя потребности человека достаточно полно изучены, в литературе мало раскрывается их принцип и характер действия. В данном вопросе в основном делается ссылка на положения академика Павлова об условных и безусловных рефлексах, о механизме возбуждения и торможения реакций организма. Учитывая это, мы не будем двигаться по уже изученной тропе. К этому вопросу мы подойдем несколько с иной стороны. Мы рассмотрим и опишем детально  механизм развития потребности и ее взаимосвязь с состоянием организма и его реакциями. То есть мы будем рассматривать внешние признаки и проявления потребностей. Так вот, если рассматривать  структуру потребности, то есть если описывать то как она появляется, развивается и во что это выливается, мы получим весьма занятную картину: реакция любого, повторяю — любого живого организма, на любую, опять повторяюсь, на любую внутреннюю потребность всегда складывается из трех основных этапов. В качестве такого примера рассмотрим самую знакомую и самую распространенную потребность — потребность в пище.

  Первый этап — пассивный уровень потребности. На этом, начальном этапе организм либо сыт, либо его чувство голода очень мало. Это означает: а) то, что организм не испытывает необходимости в удовлетворении потребности, б) либо то, что она очень мала и не может принудить к поиску путей ее удовлетворения.    Но потребность не останавливается, она растет и растет. Наконец она доросла до второго этапа.   Итак: Второй этап — это активный уровень потребности. У нашего существа, то бишь человека, отмечается активная реакция на потребность, обычно это значит, что организм проголодался и человек начал активные поиски пищи. То есть, в этом случае  потребность так выросла, что живой организм, испытывая ее гнет, начинает активно искать какие-то способы ее удовлетворения. Если эту активную потребность не удовлетворять, то она растет дальше и доходит до заключительного, третьего этапа.  Третий этап – это максимальный, агрессивный уровень потребности. Такая потребность означает, что животное сильно изголодалось и для добытия пищи готово рискнуть своей шкурой, при этом ведет себя дерзко и очень агрессивно.  Для лучшей наглядности и понимания непрерывного роста потребности, который мы условно разбили на три резко отличных этапа, эти потребности можно изобразить в графическом виде. (Рис. 1). На рисунке последовательно показано развитие с нуля активной потребности, затем ее насыщение, переход ее в минимальную потребность и, ее  дальнейшее развитие до агрессивного уровня с последующим удовлетворением.

                       Новый рисунок

        Рис. 1. Последовательное развитие и насыщение активной и агрессивной потребностей

   Но, говоря откровенно, эта схема роста потребности малоприменима и годится лишь для разъяснения ее действия. Так как, к характеру  потребности в дальнейшем мы будем возвращаться  неоднократно, то нам нужна более удобная графическая схема ее развития. Поэтому упростим вид потребности и сделаем ее более наглядной. Так, мы ранее указывали, что все три этапа развития потребности это по сути дела развитие одной потребности, лишь условно поделенной на этапы. При всем этом, для нас основное значение имеют сила и время развития потребности. Поэтому, на графике мы их и разделим – по вертикали у нас будет сила потребности (или величина голода для нашего случая), по горизонтали время «голодания». Затем, на графике мы отложим развитие лишь одной потребности от минимальной до крайней ее степени и разделим ее на уровни, соответствующие выделенным нами этапам  (Рис. 2):

Новый рисунок (1)

      Рис. 2. График развития потребности по уровням активности: пассивной, активной, агрессивной (по 5-балльной шкале).

  На рисунке по вертикали отложены уровни развития  потребности: от начального — пассивного этапа до конечного — агрессивного, по горизонтали — время развития и затухания потребности. Также на графике выделены области пассивного, активного и агрессивного уровней потребности. Для большей наглядности введем еще две промежуточные степени  и перечислим их по возрастающей – потребности: нулевая, пассивная,  активная, повышенная, агрессивная, максимальная или пиковая. Каждой степени присвоим порядковый номер и баллы, и опишем их внешние признаки (отсутствие потребности — это ноль баллов). Таким путем мы получаем количественную оценку роста потребности по пятибалльной системе.  Все это сведем в таблицу (табл. 1). В таблице приведено соответствие  балла величине потребности и указано, как его можно установить по внешнему поведению организма.

                                                                           Таблица 1.

балл величина потребности описание состояния организма
1 0 нулевая потребность отсутствие потребности
2 1 пассивная потребность пассивное состояние
3 2 активная потребность активное состояние
4 3 повышенная потребность повышенная активность
5 4 агрессивная потребность агрессивное поведение
6 5 пик потребности отчаянное, безумное состояние

     На основе присвоенных баллов (с учетом графика развития потребности), граничные состояния организма можно оценить так: пассивные и активные состояния организма соответствуют 1 и 2 баллам, повышенные и агрессивное состояния 3 и 4  баллам,  5 баллов – максимальная сила потребности – ее пик, 0 – отсутствие потребности – состояние пресыщения. Такая разбивка по внешним видимым признакам позволяет провести количественную оценку состояния любого живого организма. Например, балльную оценку можно применить для количественной оценки  потребности и состояний свойственных, как всем видам животных с высшей нервной системой, так и человеческому организму. Также, проводя такую бальную оценку человека с периодичностью, скажем, день, два, месяц, год и так далее, мы получим спектр его состояний за какой-то период. Более того, имея подобные  спектры других людей мы можем сравнивать их состояние между собой. То есть, балльная система оценки организма позволяет произвести сравнение данного состояния с другими, уже описанными состояниями этого же организма, а также с фиксированными состояниями сородичей и иных живых организмов. Это значит, что можно  сравнивать состояния любого человека с любым человеком или животным, также как в математике сравнивают уравнения: х=у или х>z  или х<k и т.д. Что из этого можем получить можете сами судить, но главное это будут не не отвлеченные рассуждения, а реальная математика человеческих поступков. А так, в общих словах:  Предлагаемый подход открывает новые возможности изучения реакций и поведения существ с высшей нервной деятельностью, в том числе и человека. С помощью предлагаемой балльной системы можно уверенно разграничивать уровни потребности живых организмов и давать количественную оценку их состояния.

    Другие возможности применения количественной оценки потребности мы рассмотрим далее.

      Треугольник эмоций

    Потребности всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями, в просторечии — эмоциями: гневом, радостью, печалью, отчаянием, тоской, удовлетворением, злостью и другими. По мере появления, развития и насыщения потребности эмоции человека плавно перетекая сменяют одна другую. Да и мы, каждый из нас, может испытывать весь комплекс эмоций — от гнева до саркастического смеха, от надежды до сокрушительного разочарования. И казалось бы эти разнородные и разноречивые, бушующие внутри эмоциональные бури невозможно как-то систематизировать. Ан нет… Как оказалось (после многочисленных схем и графиков, после бесплодных попыток), весь этот комплекс эмоций, обуревающих живой организм во время роста потребности, ее удовлетворения или неудовлетворения, можно представить в виде своеобразного треугольника эмоций. Этот треугольник эмоций показан на рисунке 3. Во-первых, на нем жирной линией изображена растущая и затухающая потребность в сопровождении всей гаммы эмоциональных переживаний. Отмечу, что на графике изложены все основные эмоции человека. Но они не просто изложены как-то так, совсем нет. Все эти эмоции разделены на три группы, более того они разведены по трем направлениям — левое, правое и нижнее. И там они рассортированы в соответствии с динамическим распределением слов. Что это значит? Динамическое распределение слов означает их расстановку в соответствии с усилением или снижением выделенного критерия, то есть сначала самые слабые и нейтральные, а в конце помещаются более эмоциональные — к примеру: чем больше сила эмоции, тем она выше располагается. В качестве таких критериев были взяты:

          а) рост потребности от пассивного уровня до агрессивного –

       б) угасание потребности от максимального уровня до минимального –

      в) рост степени удовольствия в зависимости от уровня развития потребности –

   Рис. 3. Треугольник эмоций. динамическая расстановка слов растущей потребности,  динамическое распределение слов  гаснущей потребности, динамическая расстановка слов насыщения потребности.  —  линия роста и затухания потребности,   – линии удовлетворения потребности.

    Полученное таким образом динамическое распределение слов  в зависимости от степени активности человека и эмоциональных переживаний позволяет произвести оценку и замер эмоционального состояния по уровню  потребности (т.е. по силе действия инстинкта) и найти их количественное соответствие. Это возможно как по направлению роста потребности, так и обратно, по мере ее затухания. То есть, как в математике: если х=у, а у=z, то х=z, только так и никак иначе, ведь это будет уже не болтовня, а счет ее величества «математики»… К примеру: Некий гражданин испытывает следующие чувства – злость, злобу, гнев. К чему они могут привести его? Что они нам дадут? Для получения ответа воспользуемся треугольником эмоций. Найдя эти синонимы в левой части треугольника (по балльной шкале это  4 балла  потребности), двинемся от них по горизонтали к наклонной линии треугольника — до ее пересечения. Из точки пересечения можно установить два момента: первый момент – какие чувства будет испытывать человек при полном насыщении данной потребности —  для этого нужно опустить перпендикуляр на нижнюю плоскость треугольника и выписать соответствующий перечень слов. В нашем случае это будут выражения «сильного удовольствия и сильной радости». Второй момент – выявление состояния при продолжительном нахождении человека на данном уровне потребности. Для установления этого состояния продолжим линию по горизонтали до пересечения с правой динамической расстановкой слов. Для данного случая это будут чувства «досады и расстройства от неудовлетворенного желания». Ответ на поставленную задачу будет таков: если человек чувствует злость, злобу и гнев, то при получении удовлетворения он будет чувствовать сильное удовольствие и сильную радость, а вот если не давать ему возможность удовлетворения длительного время то, этот человек начнет испытывать чувства досады и расстройства от неудовлетворенного желания. Что он начнет делать в этих состояниях  можно без особых проблем описать достаточно точно.

         Аналогично для других чувств:

 Озабоченность, дискомфорт (по балльной шкале приравнены 1 баллу), соответствуют, при отсутствии дальнейшего роста потребности, эмоциональным переживаниям на уровне «безразличия, подавленности и отрешенности». Соответственно, доведение человека до конфликтного, раздражительного состояния – т.е. до 3 баллов, в последующем,  вызывает  у него «страдания и тоску неудовлетворенного желания». Кроме этого, наш треугольник позволяет выяснить величину ее удовлетворения потребности, т.е. размер получаемого удовольствия при удовлетворении потребности. Мера удовольствия на графике показана в нижней его части. Она также оценивается в баллах. Например, состояние удовлетворения – 0.5 балла, улыбка, комфортное состояние – 1-1.5 балла, после раздражительного и конфликтного состояния при удовлетворении последуют смех и удовольствие – 3 балла, сильное удовольствие и радость – силой в 4 балла будут после эмоциональных переживаний на уровне гнева и злости и т.д.

    Такой подход к чувствам человека позволяет, во-первых, систематизировать эмоциональные переживания человека, во-вторых, свести все эмоции в единую стройную систему внутренних взаимодействий, в-третьих, дает четкую взаимосвязь между чувствами роста напряженности потребности, ее неудовлетворенности и степени получаемого удовлетворения. Кроме того, данный метод позволяет, без проведения разных тестов, вопросников и т.д., только лишь по видимым эмоциональным переживаниям, дать точную оценку  потребности и  состояния человека и, в конце концов, без всяких наводящих вопросов, выявить истинные мотивы поведения. Иначе говоря, данный треугольник позволяет измерить у человека, именно измерить, то есть получить цифровые данные, величину нервного состояния, его злобу, агрессивность, степень оживления и так далее, найти меру его удовольствия, замерить величину радости и счастья, а также узнать степень его страданий, горя и тоски. Причем не только измерить, но записать их и сравнить с другими людьми находящимися в подобных ситуациях. Кому-то это покажется невообразимым кощунством. Но без этого не обойтись, это необходимая часть процесса по исследованию человека. Она  нам нужна  также как скальпель для лечения человека. Без этого мы никогда не поймем досконально человека. До тех пор, пока не станем определять его в баллах и не станем философски относиться к параметрам злобы, цифрам счастья и величинам горя, человек для нас будет и останется тайной за семью печатями…

      Концепция идеальной линии поведения

   В процессе изучения  потребностей выявился оригинальный способ применения балльной системы. Он заключается в возможности создания стандартизированного описания поведения человека. Подбор нужного стандарта поведения, после определения балла рассматриваемой  потребности, становиться возможным при создании своеобразной эталонной таблицы стандартизированных (то есть типичных) описаний поведения человека.

  Однако при этом возникают вопросы без разъяснения которых мы не сможем идти дальше: Что же это за эталонная таблица стандартизированных описаний поведения  и эталонные стандартизированные описания поведения человека? Пояснение сути вопросов начнем с разъяснения принципа   стандартизированного описания поведения  человека.

    Это описание обычного поведения среднего, самого типичного человека  под действием  потребности. В таком описании будут находиться самые характерные признаки поведения человека свойственные выделенному уровню потребности. Как раз, эти описательные признаки должны точно характеризовать состояние организма и его поведение при установленном уровне потребности. К примеру, такое описание пассивного состояния  будет  выглядеть примерно так:   На замечания реагирует спокойно, вялые движения, слабая мимика, слабая и замедленная речь, отсутствие возражений и желания противоречить. Аналогично,  описание поведения человека озабоченного активными поисками способа удовлетворения потребности уже будет иное: испытывает нервозность, демонстрирует раздражительность, в поведении присутствуют энергичные движения с  выразительной контролируемой мимикой, отмечается сочетание компромиссности и неуступчивости.  Также нет особых трудностей в  описании поведения агрессивно настроенного индивида — пример: в поведении отмечается бранливость, неуравновешенность, движения периодически переходят в резкие, слабо контролируемые,  внезапные переходы в возбужденное агрессивное состояние и обратно.

    Также таким путем можем получить стандартные описания для любой потребности.  Каким образом это сделать? Очень просто: для разработки типичного поведения под действием какой-то потребности воспользуемся  принципом идеализации, т.е. рассмотрим поведение человека направляемого лишь одной потребностью (например, потребностью питания), а другие (допустим потребность в выделении отходов жизнедеятельности, движении, общении, сексе и т.д.)  считая незначительными и неизменными, мы как бы отбрасываем и, не рассматриваем (т.е. их как бы не существует). За основу, априори принимаем у человека три основных уровня потребности – пассивный, активный и агрессивный. Необходимо отметить, что поведение человека на каждом выделенном уровне резко отличается по степени активности, эмоциям и другим существенным признакам. Все эти отличия и проявления поддаются четкому и отличному друг от друга словесному описанию, причем, каждому уровню потребности будут соответствовать только свои виды слов, фраз, словесных оборотов и т.п. Таким образом, описывая словесно поведение человека ведомого только одной потребностью, мы сможем для разных состояний получить резко отличающиеся описания каждого уровня потребности. Причем эти описания уже будут иметь балльные соответствия. К примеру, вот как выглядит стандартизированное описание всех трех уровней самой распространенной и самой известной потребности — потребности в пище (пример 1).

                                                                                                          Пример 1.

         Таблица «идеальной линии поведения» потребности питания

_____________________________________________________________

                                      Уровень действия – пассивный – 1 балл

         Признаки:

     Первые признаки голода обычно не замечаются, и о них часто за работой забывается. Это означает, что постоянное действие инстинкта довольно слабо и не может заставить его искать еду. Проголодавшись и вспоминая про еду, остается внешне безразличным, разве что может сказать «надо бы перекусить» и т.д.  и т.п. В состоянии голода будет испытывать легко подавляемое беспокойство, неудовольствие или легкое раздражение.

________________________________________________________________

                                      Уровень – активный —  2-3 балла

         Признаки:

      Довольно быстро ощущает чувство голода и у него часто появляется желание перекусить. Это желание легко подавляется, но все-таки не проходит и постоянно о себе напоминает. Поэтому в разговорах, без всяких на то оснований, часто проскальзывает тема: » неплохо бы перекусить» или «надо найти где-то подкрепиться». В голодном состоянии постоянное и избыточное давление инстинкта заставляет предпринимать активные меры.  Причем, если поиски пищи весьма опасны, то будет отдано предпочтение выжиданию, чтобы  после некоторого времени продолжить активные поиски. В голодном состоянии будет испытывать постоянное раздражение, то есть будет  выражать неудовольствие, досаду или раздражение, а иногда и злость, при этом будет достаточно легко идти на конфликты и затевать скандалы.

________________________________________________________________

                                      Уровень – агрессивный – 4-5 баллов

         Признаки:

     У человека данный инстинкт проявляется в полной мере — он постоянно ощущает голод. В этом случае, независимо от занятия, его мысли постоянно и навязчиво возвращаются к еде. Куда бы он не пошел, что бы он не делал, голову будет сверлить одно и то же: «Поесть, поесть, где бы поесть?»… В голодном состоянии, отбросив моральные принципы в сторону,  способен на все: попрошайничать, воровать, вымогать и даже отнимать. При этом его не остановят ни мнимые, ни реальные опасности — он дошел до  агрессивного состояния — до самой сильной озлобленности, при которой ради еды может совершить преступление…  Добыв же еду, он быстро поглощает и испытывает при этом неописуемое блаженство.

  Здесь мы видим, что все три описания это по сути дела описывают три самых разных состояния одной потребности. Причем, эти описания подходят к любому взрослому человеку, то есть являются типичными или стандартными реакциями на определенное состояние. Таким же образом, можно получить аналогичные стандартизированные описания  для самых разных потребностей человека, к примеру, потребности общения, инстинкта лидерства и т.п. Так вот, написав эти состояния для разных потребностей, сведя их в систему, присвоив им номера и собрав описания уровней в табличную форму, мы  в итоге сможем получить таблицу стандартизированных описаний поведения типичного человека.

    Классификация основных потребностей человека

    Известные психологи Петровский и Немов   у человека  выделяют следующие движущие потребности: потребности в пище, воде и кислороде, продолжении рода, в сне, телесных контактах, чувстве безопасности, необходимости принадлежать к группе людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным социальным статусом, лидировать или подчиняться, разнообразные нужды в предметах материальной и духовной культуры, в человеческих видах трудовой и творческой деятельности, в определенных условиях человеческого существования и другие. Подобные потребности нами были выделены в виде трех групп. Но в процессе прочтения сайта, у вас наверняка не единожды возникал вопрос: Влияют ли на инстинкты и потребности гены и гормоны и каково их взаимодействие? Попробуем вкратце ответить на этот вопрос:

  Представьте, что человек хочет есть. Уровень глюкозы в крови у него снижен, а потребность в пище неудовлетворена. Возникают эмоции – злость, раздражение, неудовольствие (что особенно остро проявляется у мужчин). Это приводит к активизации так называемой симпатической нервной системе, стимулированию выработки гормонов, расщепляющих гликоген в печени, из которого образуется глюкоза. Чем сильнее человек злится, тем больше выделяется необходимых веществ и гормонов. Более того, голодная злость диктует стиль жизни — в пещерные времена (под действием гормонов) голодный добытчик шел на мамонтов (доминирующая мотивация, направленная на поиски), теперь он стремится больше зарабатывать, дабы удовлетворить свою потребность в еде. Посмотрите, что по этому поводу говорят последние новости науки.  В свете последних исследований генного аппарата человека и его гормонов выявляется весьма интересная картина: действие основных потребностей, включая и жизненные и семейные и общественные, обуславливается либо их генетической, либо гормональной природой. Даже, казалось бы, такие человеческие потребности, как стремление к накопительству, к славе  имеют в своей основе либо гормональную, либо генетическую основу. Для подтверждения этого приведу несколько выдержек об их  влиянии  на человеческое поведение (по данным Интернетизданий):

     а) Группа инстинктов, обеспечивающая выживание организма: стремление к еде, необходимость выделения жизненных отходов и подержания организма в чистоте, инстинкт движения, болевой инстинкт, инстинкт восстановления сил и т.д.:

   Лептин — (открыт в 1994 году), гормон сытости, он посылает в наш мозг сигнал о том, что пора прекратить прием пищи. Грелин был открыт в 1999 году как первый циркулирующий гормон голода. Грелин действует наоборот, сигнализируя мозгу о том что мы сильно голодны.

  Группа ученых из Университета Юты обнаружила ген чистоплотности. При искусственном введении этого гена в кровь мышей, они начинали настолько интенсивно чиститься, что сдирали шкурки в кровь. Похожее поведение под названием обсессивно-компульсивное расстройство наблюдается у людей, которые моют руки до умопомрачения.

   Норадреналин — гормон самозащиты. При стрессах приводит в боевую готовность все системы организма. Защищает от инфекций, стимулирует иммунитет. Благодаря ему у нас на щеках появляется здоровый румянец.

  Американские ученые обнаружили «ген страха», который предопределяет склонность человека к паническим реакциям. В ходе исследования американские специалисты из Национального института психического здоровья обнаружили, что люди, имеющие «укороченную» версию гена, значительно сильнее реагируют на демонстрацию «страшных» картинок. Отметим, что исследователи из Боннского университета нашли объяснение тому, что некоторые люди более склонны к чрезмерной тревожности и беспокойству. По мнению ученых, эти особенности могут быть связаны с распространенной мутацией гена, регулирующего уровень нейромедиатора дофамина в головном мозге.

  Соматотропин — гормон физической активности. Контролирует мышечный тонус, сжигание жиров, крепость суставов. При его недостатке мышцы становятся дряблыми, кожа на руках, ягодицах, животе обвисает

   Эндорфин – еще один важный гормон, регулирующий наши эмоции. Его также называют «гормоном радости». Эндорфин обладает уникальной способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, и влиять на эмоциональное состояние, вызывая ощущения восторга, удовольствия («эффект парения»).

   Канадскими исследователями найден ген, который отвечает за чувствительность к боли. Ученные провели опыты пока что только на грызунах. У генетически измененных мышей (без гена DREAM, который отвечает за боль), увеличивалось содержание динорфина в спинном мозге. Животные действительно практически не чувствовали боли. Британские ученые выявили редкую мутацию, которая приводит к полной потере болевой чувствительности. Несмотря на нечувствительность к боли, носители мутантного гена могли чувствовать прикосновения, тепло, холод и вкус

   б) Группа инстинктов, отвечающих за возникновение и устойчивость семейных отношений: половой инстинкт, инстинкт продолжения рода, родительский,  потребность в общении и другие:

    «Зависимость между уровнем гормонов и половым инстинктом проявляется очень ярко. Гормоном тестостероном обуславливается половое влечение как мужчин, так и у женщин. Он вырабатывается в яичниках (у женщин) и надпочечниках (у мужчин), а этот процесс регулируется гипоталамусом и гипофизом.

   Мужчины, у которых много женских гормонов эстрогенов, становятся нежными, ласковыми отцами. Так что в представителях сильного пола должно присутствовать «немного женского». Эстроген несет ответственность  за женское стремление нянчить и защищать свое гнездо.

 Нейрогормон окситоцин — отвечает за нежность, верность и надежность. Оказывает сильное влияние на формирование материнского инстинкта у женщин. Чем больше этого гормона, тем сильнее мать любит свое дитя.

    в) Группа инстинктов, ответственных за поведение в группах, стаях, коллективах: стадный, властный, потребности накопительства, тщеславия и т.п.

   Гормон серотонин – известен как гормон удовольствия, веселья. Дефицит серотонина не только вызывает повышение аппетита, но и приводит к серьезным поведенческим последствиям, выражающимся в развитии пагубных пристрастий и невротических состояний, таких как алкоголизм, табакокурение, наркотики, депрессии, утрата контроля над агрессией.

   Окситоцин достоверно усиливает щедрость, испытуемым легче расстаться с реальными деньгами, когда они думают о приятных вещах. Кроме того,  учеными из Королевского колледжа Лондона обнаружено, что генная предрасположенность может стать причиной патологического накопительства — психологического расстройства. Люди, одержимые навязчивым желанием собирать хлам и складировать его у себя дома, отчасти обязаны подобной манией этим генам, сообщили британские ученые. Также, немецкими учеными обнаружен ген альтруизма, носители которого обладают повышенной склонностью помогать другим людям, сообщает PhysOrg.

 Генетика лидерства всегда предполагает высокий уровень серотонина, тестостерона и дофамина. Так, решительность, активность и стремление к лидерству напрямую зависят от уровня мужского полового гормона тестостерона. Чем больше в организме вырабатывается тестостерона, тем больше мужчина хочет руководить другими людьми, быть лидером, требовать, чтобы окружающие считались с его мнением и подчинялись ему. Наиболее ярко «тестостероновый компонент» лидерства выражен у так называемых революционных и авторитарных лидеров, которые пришли к власти путём борьбы или сильнейшего политического противостояния и впоследствии задавали жесткий политический курс, ломавший устои общества, – Александр Македонский, Наполеон, Иосиф Сталин, Чан Кайши.

  Ген МАОА усиливает выделение организмом гормонов дофамина и сератонина, которые оказывают влияние на поведение и настроение человека. Мужчины, являющиеся носителями «гена воинов», более жестоки, безрассудны и агрессивны. Из-за наличия гена МАОА многие «горячие» мужчины безрассудно хватаются за оружие и становятся крайне жестокими преступниками.

   Гормон дофамин отвечает за приподнятое настроение, огонь в глазах и высокий жизненный тонус. Нехватка дофамина в соответствующих участках мозга ведёт к потере инициативы и апатии, более серьёзный дефицит – к полной атрофии воли, неспособности совершить какое-либо действие. Также имеются другие гормоны и гены ответственные за инстинктивное удовлетворение выделенных нами потребностей. Но нам, в принципе, составление полного перечня гормонов и генов влияющих на поведение не входит в нашу задачу, поэтому на этом перечне мы заканчиваем о видах генов и гормонов.

    Приведенные зависимости потребности от гормонального фона организма и его генов показывают  прямую взаимосвязь между собой, и на то, что изменяя гормональный фон или каким-то образом встраивая ген, мы сможем изменить потребность человека, а значит и его характер. То есть, говоря прямо, без экивоков: с помощью введения гормонов и генов, возможно кардинальное изменение характера человека, его ответных реакций, совместимости и т.п. То есть мы сможем с их помощью изменить характер человека до неузнаваемости, то есть по сути дела превратить его в другого человека (конечно при сохранении его внешности). Наверняка, возможна и обратная связь – через запрограммированное, тщательно контролируемое поведение направленно изменять гормональный фона своего организма со всеми вытекающими последствиями. Необходимо отметить, что какие-либо публикации на этот счет отсутствуют. Несмотря на это, прямая зависимость человеческого поведения от гормонов и генов показывает нам еще один путь диагностики характера человека – это лабораторные исследования. Это означает что, на основе лабораторных исследований, путем взятия проб и анализов, установить у обследуемого человека наличие определенных генов и уровень отдельных гормонов. Затем, зная зависимости (или имея табличные данные) поведения человека от гормонального уровня и генотипа (пока об этом стоит только мечтать), довольно несложно перевести медицинские показатели в количественные и описательные, то есть  в некую карту характера данного человека. Опять же, наверняка возможен и обратный переход: оперативно!, лишь по величине инстинктов и потребностей установить гормональный фон и генетические особенности пациента для… например, для выявления нездоровых аномалий в его поведении.

    В завершение главы о потребностях человека:  имея способ получения стандартных описаний потребности и перечень основных потребностей логично сделать следующий шаг — получить эти описания на деле и попытаться с их помощью перейти к описанию поведения реального человека. Что я и сделал, вот в этом мне очень помогла концепция типовой карты человека. Я понимаю, что читать все эти описания, методы и способы невообразимо скучная задача, причем не только скучная, но и достаточно сложная, ведь излагаемое здесь это техническое описание психологии человека. И… описывает это не гуманитарий, а человек с математическо-техническим складом ума. Так что я вам не завидую…

     Концепция типовой карты характера человека

   Пояснение о карте начну  с того, что стандартные описания разных людей будут между собой отличаться и довольно заметно. Это связано с тем, что с самого рождения проявление инстинктивных потребностей у разных людей различное. У кого-то они находятся в зачаточном состоянии и незаметны (например, у флегматиков весьма слабая тяга к движению), а у других, наоборот, от рождения они весьма активны (вспомните холериков), заставляя своего владельца действовать преимущественно в свойственном ему (инстинкту) направлении, тем самым, определяя поступки  и характер своего хозяина. По этой причине, зная индивидуальный набор главных потребностей и инстинктов, мы сможем получить обобщенное описание характера их владельца. Этот вывод и послужил исходной точкой для наших умозаключений. Как было упомянуто ранее, на основе способа идеализации поведения были сделаны стандартные описания  базовых инстинктов. (В нашем случае их было 15) Причем для каждого инстинкта были разработаны описания помимо трех уровней потребности (пассивного, активного и агрессивного), еще и промежуточные уровни.

  На этом наша работа по упорядочению потребностей не закончилась. Всем полученным  вариантам поведения были присвоены баллы. Затем, базовые потребности (в зависимости от важности для обеспечения выживания организма) получили свой иерархический номер. После всех этих операций, в итоге,  была получена таблица стандартных описаний поведения типичного человека.  Что она нам дает?

   Достаточно многое, но самое главное, она нам дает возможность перехода от хаотичного, красочного и литературного описания поведения человека к описанию укороченного, стандартизированного и унифицированного поведения реального человека. То есть описания поведения, которое будет однозначным и ясным и врачу, и психологу, и юристу, и следователю и какому-угодно бюрократу. И пониматься и читаться оно будет одинаково всеми людьми без исключения, точно также как цифры 1, 2 и 3 означают для всех одно и то же.  Например: имея весьма общее, литературное описание поведения интересующего человека, по таблице подбирается сходное описание, затем, по нему устанавливается величина в баллах, выясняется уровень потребности и по треугольнику эмоций выявляются его эмоциональное состояние, возможные уровень удовольствий и величину реакции при неудовлетворении потребности. Притом, по стандартному описанию можно провести сравнение его состояния со стандартными состояниями других лиц и сделать соответствующие выводы.

   Можно использовать другой путь: Зная  уровень потребности, по таблице можно быстро найти его детальное стандартное описание поведения. Правда здесь могут возникнуть определенные трудности. Так для получения детального описания характера, нам сначала нужно выяснить пути оперативного получения исходных характеристик человеческого индивида. Они бывают разные, к примеру, в этом направлении можно выделить такие способы получения информации: тестовый, описательный (по внешним признакам, по отзывам спутников, партнеров, коллег и т.п.), методом подбора аналогов, методом поиска сходных характеристик и т.д. Так, например, используя метод поиска сходных характеристик по таблице стандартных описаний были получено описание характера М. и определены его баллы. Затем, сведя их в единую структуру мы получили  детальное описание поведения изучаемого человека (пример 2.) и таблицу баллов – то есть его типовую карту характера (пример 3.). Таким путем, мы подошли к созданию наиболее важной характеристики человека: персональной характеристике открывающей большие возможности по анализу, расчету и прогнозированию поведения человека — к типовой карте характера.

                                                                                              Пример 2.

                            Полное заключение по характеру М.

___________________________________________________________

     Основные черты поведения (2 и более баллов)

 

         уровень физической активности: Внешне выглядит живым, довольно подвижным человеком, с выразительной мимикой и движениями («сангивинический темперамент»).  Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Данный инстинкт оказывает большую роль на его поступки и решения. Рекомендуются любые виды работ, требующие принятия быстрых и адекватных решений.

         отношение к обществу: Общая линия поведения обозначится как поведение «общественного человека». Оно выражается в стремлении принести пользу обществу, коллективу, сделать его лучше, крепче, богаче. Такое поведение отмечается у «скромных подвижников». Так если он замечает какие-то трудности в коллективе, то тут же предлагает свою помощь. Конечно, при этом в его действиях нет энергичности и задора, но все же всегда проглядывает забота об обществе и будущем государства. Если при этом возникают препятствия, он как правило предпочитает отказаться от поставленной цели.

         стремление к известности: Его желание признания требует, чтобы к нему проявляли уважение не только знакомые, но и посторонние люди. Более того, он от них требует не только уважения к своей персоне, но и демонстрации знаков почтения. С этой целью он не прочь обзавестись различными «важными корочками». Кроме того, он стремится попасть и поучаствовать на многолюдных собраниях и торжествах. Также не прочь помелькать и выступить на телевидении и радио. В разговоре не прочь прихвастнуть своими достижениями и связями и т.п. Если к нему не проявить требуемых знаков внимания, тем самым можно привести его в дурное настроение.

         инстинкт лидерства: В работе он является «активным исполнителем». При таком уровне властности прекрасно может управлять небольшими коллективами — в 5-10 человек. При предложении ему руководящей работы, соглашается на нее с видимой неохотой. Если перед ним поставить проблему наказания подчиненных, то он откладывает  ее до тех пор, пока не возникнет проблема увеличения наказания за проступок. При наказании подчиненных, все время ссылается на требования вышестоящих инстанций, обстоятельства и т.п. вынуждающие его это совершить.

         тяга к сексу: Испытывая сильное давление сексуального инстинкта периодически приступает к поискам полового партнера. Причем, это делает робко и незаметно, из-за чего его попытки особо не замечаются противоположным полом.

 

     Второстепенные черты поведения М. (менее 2 баллов)

 

         инстинкт питания: Линия поведения «рабочего питания» —  несколько избыточное питание, ориентированное на повышенный расход энергии. То есть это тип питания человека занимающегося активной профессиональной деятельностью.     У него нет привычки к аккуратности, но иногда его охватывает сильное желание наконец-то навести порядок в своей одежде и на своем рабочем месте. То есть его стремление к порядку носит спонтанный, периодический характер.

         состояние здоровья: Любит много находиться на свежем воздухе. При резком изменении погоды,   если нет возможности защититься от непогоды,  может неудобство перетерпеть без особого изменения настроения. Таким образом, у М. отмечается хорошее здоровье и неплохая приспособляемость к плохим погодным условиям. В силу этого он не находит особой разницы в работе в помещении или на свежем воздухе.

         инстинкт восстановления сил: М. способен работать продолжительное время без признаков усталости. Во время перерывов отдыхает и не отвлекается на посторонние занятия. Восстановление сил несколько замедленное, характерное для людей среднего возраста.

         степень бесстрашия: Не боится боли и болевых ощущений. Конечно, при этом испытывает небольшую боязнь, но это небольшой, легко преодолеваемый страх. Поэтому данный инстинкт не оказывает решающего влияния на его поступки. В силу этого ему свойственна хладнокровность в любых стрессовых ситуациях и быстрая помощь в опасных жизненных ситуациях.

         величина инстинкта наследования: Хочет иметь одного или двух детей. На этом его представления о продолжении рода ограничены. Поэтому не торопится завести семью и обзавестись детьми. По большому счету считает, что это дело успеется.  В общении основном любит молчать, но в дружеской компании «развязывает язык» и становится довольно разговорчивым. Конечно, М. не страдает от одиночества, но оно порой ему приедается и тогда М. идет к  друзьям в поисках общения. То есть М.  человек «узкого круга общения».

          степень тяги к развлечениям: Ему свойственна линия поведения «слабо увлекающегося человека». То есть он может развлекаться и получать от этого удовольствие, но при этом у него проблемы не уходят полностью из головы. Эта причина того, что в дружеской компании или в разгар веселья, он может без особых затруднений, оторваться от этого занятия и приступить к монотонной и нудной работе. В силу этого, о М. слывет мнение как о «деловом и малокомпанейском товарище», не дающем другим хорошо повеселиться.

         величина тяги к накопительству: Его потребность в материальных благах выражается в  необходимости иметь достаток обеспечивающий прожиточный уровень выше среднего. То есть возможность приобрести и обставить квартиру, купить престижную машину и иметь сносное питание для всех членов семьи. Кроме того, он не прочь иметь в квартире устройства обеспечивающие бытовую жизнь удобствами и комфортными условиями проживания. Для этого М. интересуется работами и занятиями позволяющими заработать и приобрести вышеперечисленные блага.

 

     На основании его описания была составлена типовая карта характера (пример 3.) Подобная карта дает возможность кратко, в баллах, зафиксировать основные черты характера человека. Также, ее преимущество в том, что с ее помощью можно создать картотеку характеров, в которой можно сохранить информацию о основных чертах поведения, в течение нескольких месяцев и даже лет. К примеру, этот метод позволяет проследить изменение характера во временной динамике за любой промежуток времени.

                                   Пример 3.

Величины инстинктов выписанные из эталонной таблицы     стандартизированных описаний поведения:

потребности или формирующие их инстинкты баллы
1 питания 2
2 инстинкт чистоплотности или аккуратности 1
3 активность, подвижность или инстинкт движения 2.5
4 инстинкт защиты организма от неблагоприятных условий или состояние здоровья 2
5 инстинкт восстановления сил или стремлении к отдыху 2
6 болевой инстинкт, степень боязливости или храбрости 1
7 инстинкт деторождения или желания иметь детей, наследников, продолжателей рода 2
8 тяга к сексу 3
9 потребность общения 2
10 родительский инстинкт или тяга к воспитанию детей 1
11 стремление к развлечениям, приятному времяпровождению 2
12 страсть к накопительству, вещизм 2
13 тяга к власти или инстинкт лидерства 3
14  стремление к славе, известности или инстинкт тщеславия 3
15 общественный или стайный инстинкт, инстинкт идеологии 4

    На основании данного описания можно получить  прогноз поведения любого изучаемого индивида.  Это сделать достаточно несложно. Так вначале определяется направление развития потребности – в сторону усиления или ее снижения, и по таблице стандартного поведения находим описания поведения при расчитанном изменении потребности. В качестве примера приведем анализ дополнительных тестов М. сделанных через три и через восемь месяцев. По истечении трех месяцев у М. было отмечено, (в пределах ошибки), увеличение  двух параметров —  потребностей власти и накопления богатства. При тестировании через восемь месяцев это изменение стало значимым – оно превысило величину ошибки тестирования, изменение отмеченных параметров достигло одного балла. В переводе с баллов на потребности это означало, что у М. наряду с увеличением его экономности возросла властность. Когда эти баллы перевели в стандартные описания, то получили характеристики поведения непокорного и авторитарного лидера, с навыками запасливого и хозяйственного субъекта.

     Кстати, такой подход открывает пути к выявлению  у людей потенциально опасных черт характера. Здесь мы говорим о чертах характера, которые в определенных условиях и ситуациях могут привести к проявлению социально опасного и агрессивного поведения или даже превращению  человека в социально-опасного типа. Перечислим их:

    Инстинкт власти, основанный на стремлении обладания людьми. Его конечное развитие заканчивается появлением садистских наклонностей. Эти наклонности, объединяясь с другими сильными потребностями приводят к появлению разновидностей: самодуры, садисты, мазохисты и т.п. Из семейных инстинктов таким является переразвитая потребность секса. Патология в его развитии отмечается у различного вида сексуальных маньяков, педофилов, некрофилов, зоофилов. И, наконец, чрезмерное развитие жизненных инстинктов, характерное для социально-опасных «сумасшедших» — параноиков, шизоидов и других. К ним, по-видимому, можно отнести патологическое пристрастие к людоедству, панический страх боли или смерти и т.д.

  Выявление подобных и похожих переразвитых склонностей возможно после установления у обследуемых людей сильных потребностей 4-5 уровня балльности, т.е. предельно высокого уровня. В дальнейшем выявленных «контрольных типов»  с такими высокими и неудовлетворенными потребностями, можно ставить на учет и периодически проводить повторные обследования. Такие периодические обследования, позволят спрогнозировать направление и скорость развития переразвитых потребностей. На основе таких прогнозов потом можно делать вывод о созревании, появлении или наличия у обследуемого черт социального опасного поведения.  Хочется отметить другую сторону этого способа прогноирования. Он дает «граничным типам» возможность осознанного исправления и предупреждения социально-опасных отклонений, что  увеличивает вероятность возврата человека в нормальное состояние.

    Краткие итоги главы: (переведены в «итоги о человеке» для общего анализа)

    Для получения объективного состояния  человека, для возможности использования многочисленной информации о человеке, для ее систематизации и классификации  нам нужен простой и эффективный инструмент для оценки и сравнения психики людей, а также способ  измерения и подсчета энергичности и эмоциональности человека. Его возможно создать на основе механизма потребностей.  Что такое потребности? Потребности — это основа существования человека и ради их удовлетворения он живет. Исходя из этого, общая характеристика поведения живых существ (в том числе человека) может  разделена на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно обозначить стадией формирования потребностей и основных влечений, а вторую – стадией удовлетворения этих потребностей. Все виды потребностей имеют побудительный характер, создающий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Реакция живого организма на  потребность всегда складывается из трех основных этапов.   Первый этап — пассивный уровень потребности. На этом, начальном этапе, организм не испытывает необходимости в удовлетворении потребности, так как она мала и не может принудить к поиску путей ее удовлетворения.    Второй этап — активный уровень потребности. Потребность выросла и живой организм, испытывая ее гнет, начинает активно искать  способы ее удовлетворения. Третий этап –  максимальный, агрессивный уровень потребности, означающей что животное из-за ее действия сильно озлоблено и для ее удовлетворения готово рискнуть своей жизнью, при этом ведет себя дерзко и  агрессивно.  Введя в это разделение  промежуточные подэтапы получим оценку потребности по пятибалльной системе, увязанную с внешними признаками состояния человека. Такая разбивка поведения по внешним признакам позволяет сделать количественную оценку состояния любого живого организма. Также, проводя такую оценку с какой-то периодичностью,  мы получим спектр  состояний человека за учетный период. Более того, имея  спектры других людей и сравнивая их состояние между собой, мы тем самым можем говорить о % отличия в их поведении.  

    Потребности всегда сопровождаются эмоциями: гневом, радостью, печалью, отчаянием, тоской, удовлетворением, злостью и другими. Эти эмоции, охватывающие организм во время роста потребности, ее удовлетворения или неудовлетворения,  представляются в виде  треугольника эмоций, которые располагаются в виде динамической расстановки. Подобное распределение эмоций  в зависимости от степени активности  и эмоциональных переживаний позволяет оценить и замерить эмоциональное состояние по уровню потребности  и узнать их величину. Такой подход к чувствам человека позволяет, во-первых, систематизировать эмоциональные переживания человека, во-вторых, свести  эмоции в единую и стройную систему внутренних взаимодействий, в-третьих, дает четкую взаимосвязь между чувствами сопровождающими рост потребности, ее неудовлетворенность и степень получаемого удовлетворения. Кроме того, данный треугольник позволяет, лишь по видимым эмоциональным переживаниям, получить точную оценку   состояния человека, то есть измерить величину нервного состояния, его злобу, агрессивность, степень оживления, найти меру его удовольствия, замерить величину радости и счастья, а также узнать степень его страданий, горя и тоски. Причем не только измерить, но и зафиксировать, а затем сравнить с данными других людей находящимися в подобных ситуациях и выявить  истинные мотивы поведения..

    Инструментарий потребности для измерения психики человека позволяет создать стандартизированное описание поведения типичного человека. В таком описании будут иметься наиболее характерные признаки поведения человека свойственные определенному уровню потребности. Причем, из описаний видно, что поведение человека на каждом выделенном уровне резко отличается по степени активности, эмоциям и другим существенным признакам. Эти отличия поддаются четкому и отличному друг от друга словесному описанию, причем, каждому уровню потребности будут соответствовать только свои виды слов, фраз, словесных оборотов и т.п. Таким образом, поэтапно описывая поведение человека ведомого только одной потребностью, мы сможем для разных состояний получить резко отличающиеся описания для каждого уровня потребности. Данный инструментарий может иметь большую ценность в  свете последних исследований генного аппарата человека и его гормонов. Так учеными неопровержимо установлено, что действие основных потребностей, включая жизненные, семейные и общественные, обуславливается либо генетической, либо гормональной природой. Имеющиеся зависимости потребности от гормонального фона организма и его генов показывают  на их прямую взаимосвязь между собой, и на то, что изменяя гормональный фон или каким-то образом встраивая ген, мы сможем изменить потребность человека, а значит и его характер.  То есть можно с их помощью  превратить его в другого человека, при безусловном сохранении его внешности. Возможна обратная связь – через запрограммированное, тщательно контролируемое поведение направленно изменять гормональный фона организма. В этих случаях инструментарий потребности жизненно необходим для определения необходимой степени изменения гормонального фона и генотипа организма. Отсюда, на основе лабораторных исследований, путем взятия проб и анализов, установив у обследуемого  наличие определенных генов и уровень гормонов, по установленным зависимостям поведения человека от гормонального уровня и генотипа несложно перевести медицинские показатели в количественные и описательные, то есть  составить карту характера данного человека, детально описывающую его поведение и рассчитать дозировку необходимых лекарственных и других веществ. На сегодня разработана лишь предварительная  таблица стандартных описаний поведения типичного человека дающая возможность несложного перехода от хаотичного,  литературного описания поведения человека к описанию укороченного, стандартизированного и унифицированного поведения реального человека. То есть описания поведения, которое будет пониматься и читаться одинаково всеми людьми без исключения.  К примеру, имея весьма общее, литературное описание поведения интересующего человека, по таблице подбирается сходное описание, затем, по нему устанавливается величина в баллах, выясняется уровень потребности и по треугольнику эмоций выявляются его эмоциональное состояние, возможные уровень удовольствий и величину реакции при неудовлетворении потребности. Затем, по стандартному описанию несложно провести сравнение его состояния со стандартными состояниями других лиц и сделать соответствующие выводы. Подобная карта дает возможность кратко, в баллах зафиксировать основные черты характера человека, также позволяет создать картотеку характеров, в которой можно хранить информацию о основных чертах поведения в течение нескольких месяцев и даже лет. Таким образом, этот метод позволяет проследить изменение характера во временной динамике за любой промежуток времени, также так можно получить  прогноз поведения любого изучаемого индивида. Такой подход открывает пути выявления  людей с потенциально опасными чертами характера. В дальнейшем выявленных «контрольных типов» с высокими и неудовлетворенными потребностями, можно ставить на учет и периодически проводить повторные обследования. Такой подход позволит спрогнозировать направление и скорость развития переразвитых потребностей и сделать вывод о созревании, появлении или наличия у обследуемого черт социального опасного поведения.  Хочется отметить другую сторону этого способа прогнозирования. Он дает «граничным типам» возможность осознанного исправления и предупреждения социально-опасных отклонений, что  увеличивает вероятность возврата человека в нормальное состояние.

30 Комментарии

Добавить комментарий