ING1.ru

Инжиниринг сознания человечества

Карта сайта Новости Контакты Об авторе Войти Регистрация

Особенности наших инстинктов или Фрейд был прав

   Если вы согласны с данными «постулируемыми» положениями, то двинемся дальше. Итак, нами наконец-то достигнута первая промежуточная цель нашего повествования. Она в следующем: Оказывается, у всех людей без исключения есть перечисленные основные инстинкты, просто одни инстинкты находятся на нулевом уровне – т.е. в зачаточном или спящем состоянии, и мы их не замечаем, а другие, активные и агрессивные явно выпирают наружу. По этой причине мы замечаем и говорим только об одних — об агрессивных и никогда не вспоминаем о других — о пассивных.

   Каков же итог нашего рассмотрения действия инстинктов? А как вы сами думаете?

 Он таков: любой из наших инстинктов может пребывать в одном из следующих состояний: нулевом или спящем, пассивном, активном, агрессивном и ступоре. А также то, что любой из основных инстинктов сможет наградить нас тело эйфорическим состоянием, дело лишь в уровне развития инстинкта. Так чем сильнее инстинкт, значит тем больше будет наша награда, и тем большее удовольствие мы получим при его удовлетворении. Но это также означает, что если поощрять развитие инстинкта в определенном направлении, то его обладатель начнет действовать в этом же направлении подобно роботу.

   Вот сейчас-то я подхожу к объяснению причин, заставивших нас начать изучение человека с инстинктов.

  Величина инстинкта, как и «толщина ветвей на древе жизни» может быть от рождения разная. У кого-то он находится в зачаточном состоянии и незаметен, а у другого, наоборот, от рождения активен заставляя своего владельца действовать преимущественно в нужном ему (инстинкту) направлении, тем самым определяя поступки своего хозяина. По этой причине, зная индивидуальный набор сильных инстинктов, мы сможем описать обобщенное направление действий их владельца. Но попытавшись на основе данного набора инстинктов описать характер или получить более полный портрет этого человека, мы оказываемся в тупике… Ведь имея определенный набор сильных инстинктов и их уровни действия, описать на их основе психологический портрет идеального партнера вещь крайне затруднительная. Но преодолимая! Каким образом?…

  Обратимся к нашей дорогой науке. Там есть так называемый принцип идеализации, т.е. мы рассматриваем предмет только с одним свойством (например твердостью), а другие (электропроводность, влажность и др.)  считая неизменными как бы отбрасываем. Тогда, изучая данный предмет только с одним свойством, мы можем описать его поведение. Затем можем провести такую же операцию с другим свойством предмета (например с влажностью) и т.п. В итоге мы получим достаточно полное описание поведения предмета в различных условиях. Взяв этот способ за основу, мы с вами тоже можем разработать типичные схемы поведения человека, ведомого как бы лишь одним инстинктом, проще говоря получим «идеальные линии поведения» человека. А затем, имея их в наличии, мы с вами, зная инстинкт и уровень его действия, сможем весьма быстро найти детальное описание поведения человека руководствующегося этим инстинктом. Основываясь на данном подходе, может быть составлена «шпаргалка», как бы таблица умножения для инстинктов, по которой, на основе отдельных элементов поведения человека,  можно в баллах определить силу действия инстинкта. В самой же таблице, в зависимости от силы действия инстинкта можем описать отдельные, резко отличные типы идеализированных характеров. Переходя к математике,  можем сказать, что этот подход позволяет с помощью таблицы определить свои цифры чтобы потом их поставить  в комбинацию  своего уравнения поведения. Как это сделать? Поочередно примеряя  к себе различные состояния инстинкта мы можем определить степень его активности, и самое главное измерить ее в баллах. Так постепенно перемерив все инстинкты мы получим карту активности человека. Но что с ней делать?… Давайте отложим этот вопрос до практической части…

  Подведем некоторый промежуточный итог. Мы с вами установили некоторые цифры нашего психологического «Я» (основные побудительные причины) — главные инстинкты и потребности, определяющие наш характер и линию поведения. Нам всем ясно, что мы не можем одновременно удовлетворять требования всех инстинктов. Ну не можем же мы одновременно кушать, бегать, умываться и разговаривать… Мы делаем это поочередно. Следовательно, в нас постоянно идет какой-то выбор очередности исполнения желания. А вот как он происходит, мы сейчас выясним.

  Один мудрец, не помню какой изрек: «человек — это сосуд желаний». И оказался недалеко от истины. Человека конечно можно назвать «сосудом», «кастрюлей» или «бочкой», кому как понравится, но только не желаний, а инстинктов и потребностей. Да-да, вы не ослышались! Ведь другого в нашей эмоциональной сфере попросту нет. Вот эти самые инстинкты и потребности нас заполняют до отказа — «до самой крышки». Но весь фокус в том, что объем человеческого «сосуда» ограничен. Конечно, в нем может помещаться много потребностей, но вот какая штука – если их в этом «сосуде» может поместиться много, то только мелких или если немного, но зато крупных. Третьего не дано! По этой причине у человека крупных потребностей и инстинктов немного. Ведь если одна  вырастет очень большой, то она одновременно уменьшит и придавит остальные. Сами понимаете деваться им некуда…

   Поэтому внутри нас идет настоящее «кипение страстей», постоянная, вечная борьба инстинктов — жизненных с семейными, семейных с общественными и т.п., борьба, при которой одни стремятся потеснить других. Именно про эту борьбу Фрейд  писал: «…  личность, человеческое Я вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харбидой — неосознанными побуждениями Оно и нравственно-культурной цензурой Сверх-Я. Таким образом, оказывается, что собственное  «Я» — сознание человека не является «хозяином в своем доме». В качестве пояснения добавлю, что по Фрейду,  «Оно» — бессознательное, подчиненное принципу удовольствия и наслаждения — то есть наши древние инстинкты, а «Сверх-Я» — верхний пласт человеческого духа, относящийся к самым последним общественным инстинктам. Здесь я хотел бы еще раз подчеркнуть основную мысль — человек, как сосуд, имеет ограниченный объем и, в этом сосуде идет постоянная борьба инстинктов за жизненное пространство, в котором победители занимают возможно большее пространство, подавляя и загоняя проигравших в дальний угол. Между тем, мы уже выяснили, что все наши воюющие инстинкты можно весьма условно и грубо разделить на три основных «лагеря» или части: инстинкты связанные с естественными функциями организма (жизненные потребности), семейные инстинкты (семейные потребности) и инстинкты относящиеся к общественным отношениям (общественные потребности). Давайте-ка попробуем сделать разрез «сосуда желаний» обыкновенного человека и посмотреть внутрь (Рис.а). Что же мы там увидим?

идеальная пара

   Оказывается там группы инстинктов объединены в лагеря и занимают примерно равные территории. Но вот разрез «сосуда» очень больного человека (Рис.б) показывает, что у него вверх взяли жизненные инстинкты. Да и как же им быть, ведь они борются за его выживание, а остальные только мешают. Вот их и отодвинули в сторону… Кого бы еще посмотреть? Ага…, давайте посмотрим коммерсанта и монаха. Что у них там?… У коммерсанта голова забита деньгами, прибылью и т.п. (Рис.в), соответственно для семьи и забот о своем теле места почти не осталось. Монах  (Рис.г) занят молитвами, думами о всевышнем, о борьбе с грехом, мечтает о несении слова божьего в массы. Эти занятия привели к тому, что семья его не интересует, а потакание своему телу им сочтено греховным делом. Таким образом, наибольшая группа инстинктов определяет главную линию поведения человека — либо он  живет как растение, либо он увлечен семьей, либо он отдает все силы обществу. И вот в этом  «сосуде желаний» мозг играет роль «третейского судьи». Судьи, который определяет очередность выполнения желаний. Но этот «судья» несправедлив, заступается за одних и игнорирует других. Почему мозг действует так? Эта проблема выходит за рамки нашей темы и мы ее обсуждать не будем. Скажу лишь, что решение данного «судьи» — безапеляционный приказ для организма, для нашего любимого тела которое как бы не упиралось, но решение исполнять все равно будет! Прикажет мозг не есть, телу деваться некуда – будет выполнять. В связи с этим, отмечу одну особенность мозга — он может так усилить самое незначительное желание и так подавить инстинкты самосохранения, что эта маленькая кроха желания, «пигалица» по сравнению с могучими инстинктами, может затмить все сознание и заставить подчиняться только ей.

  Именно из-за действия мозга, подавляющего инстинкты наше поведение довольно непредсказуемо. Но,… не надо забывать, что мысли приходят и уходят, а гормоны выделяются все время. Ведь инстинкты не спят, они действуют на мозг постоянно, они как каток, от которого можно убежать, отскочить, но он все равно безостановочно и неумолимо будет двигаться по вашим следам. А от себя не убежишь и, в конце концов, каток инстинктов настигает нас и заставляет делать то, что им нужно. Отсюда, как бы мы не сопротивлялись требованиям инстинктов, через какое-то время, устав от борьбы с ними, приступаем к выполнению их требований. Приведенные рассуждения доказывают, что поведение человека подчинено инстинктам, выражающихся в нуждах организма и более, или менее предсказуемо.   Подведем итог под рассуждением о вечной борьбе инстинктов. Мы  подошли примерно к тому же, что в математике означает знак «=» (равно) и даже привели небольшие примеры. У нас таким знаком или узким местом стал мозг, именно он выравнивает и уравнивает все инстинкты и решает, какой инстинкт удовлетворить в первую очередь, какой во вторую, а какой оставить напоследок — «на закуску».  Таким образом, все основные понятия мы определили. Следующим шагом надо будет попробовать применить к нашим инстинктам или «переменным»  «правила сложения и вычитания». И посмотреть, что же из этого получится.

     Краткие итоги главы:

 У всех людей без исключения есть перечисленные основные инстинкты,  одни инстинкты находятся на нулевом уровне – т.е. в зачаточном или спящем состоянии, и мы их не замечаем, а другие, активные и агрессивные явно выпирают наружу. По этой причине мы замечаем и говорим только об одних — об агрессивных и никогда не вспоминаем о других — о пассивных. Изначально любой из  инстинктов может пребывать в одном из следующих состояний: нулевом или спящем, пассивном, активном, агрессивном и ступоре. И любой из основных инстинктов сможет наградить нас  эйфорическим состоянием, дело лишь в уровне развития инстинкта. Так чем сильнее инстинкт, значит тем больше будет наша награда, и тем большее удовольствие мы получим при его удовлетворении.  Величина инстинкта, как и «толщина ветвей на древе жизни»  от рождения разная. У кого-то он находится в зачаточном состоянии и незаметен, а у другого, наоборот, от рождения активен заставляя своего владельца действовать преимущественно в нужном ему (инстинкту) направлении, тем самым определяя поступки своего хозяина. По этой причине, зная индивидуальный набор сильных инстинктов, мы сможем описать обобщенное направление действий их владельца. Для этого подходит принцип идеализации, с помощью которого можно разработать типовые схемы поведения человека, ведомого как бы лишь одним инстинктом. А затем, имея их в наличии, зная инстинкт и уровень его действия, можно быстро найти детальное описание поведения человека руководствующегося этим инстинктом.

   Человек, подобно сосуду, имеет ограниченный объем для потребностей, поэтому в нем идет постоянная борьба инстинктов за жизненное пространство, в котором победители занимают возможно большее место, подавляя и загоняя проигравших в дальний угол. Все наши противоборствующие инстинкты можно условно  разделить на три основных  части: инстинкты связанные с естественными функциями организма (жизненные потребности), семейные инстинкты (семейные потребности) и инстинкты относящиеся к общественным отношениям (общественные потребности). Из них наибольшая группа инстинктов определяет главную линию поведения человека — либо он  живет как растение, либо он увлечен семьей, либо он отдает все силы обществу. И вот в этом объеме мозг играет роль судьи определяющего очередность выполнения желаний. При этом мозг заступается за одних и игнорирует других. Его решение — безапеляционный приказ для организма, который любое решение исполнять все равно будет. То есть мозг может усилить самое незначительное желание и подавить любые самые мощные инстинкты самосохранения. Но, даже с учетом этого, поведение человека подчинено инстинктам, выражающихся в нуждах организма и происходит по типовым схемам и более, или менее предсказуемо, что позволяет разрабатывать различного рода прогнозные программы поведения человека в различных ситуациях.  А так так инстинкты вещь довольно постоянная и с течением жизни особенно не изменяются, то на основе схем действия инстинктов можно рассчитывать прогноз действия человека на годы вперед.

51 Комментарии

Добавить комментарий