ING1.ru

Инжиниринг сознания человечества

Карта сайта Новости Контакты Об авторе Войти Регистрация

Самые ценные и древние части человека — 2

      11. Вы, наверное, не раз с удовольствием наблюдали, как смешные зверюшки, например котята или щенята, затевают веселую возню, во время которой они кувыркаются, смешно борются, кусаются, прыгают… Короче говоря — играют. Точно также готовы бесконечно играть и наши дети. Не обошло это увлечение и взрослых. Не секрет, что все мы с удовольствием развлекаемся. Видели бы вы, как весельчак и любитель женщин Билл Клинтон с удовольствием поигрывает на саксофоне. У некоторых это увлечение превращается в стиль жизни, для них жизнь представляется сплошным получением удовольствий и наслаждений. Порой достижение наслаждения для них превращается в самоцель, тогда здесь все способы хороши: от алкоголя до наркоты…  Давайте назовем эту черту потребностью в приятном времяпровождении — инстинктом получения удовольствия. Конечно, она свойственна всем высшим типам животного царства: от волков и медведей до кошек и обезьян. Но, у людей она развилась до невероятных размеров. Так, например, именно на ней паразитирует целая индустрия развлечений, предлагающая на выбор развлекательные шоу, путешествия, увеселительные заведения, галлюциогены и т.п.

     12. Подумайте, что объединяет между собой следующие факты? Первый из них… Признание молодой женщины: «Часто в магазине или на рынке я делаю ненужные покупки. Правда осознание того, что в очередной раз приобрела никчемную вещь приходит только дома… Сама не понимаю, почему так происходит. Попадаю в магазин, и все повторяется…» Исследователи установили, что во время отбора товаров такие женщины словно загипнотизированы окружающим изобилием. Они не замечают знакомых, не здороваются с ними, ударяются о полки, спотыкаются о ящики. Второй факт… «Лишь только  власти эстонского города Тарту отменили ограничения по размеру квартплаты, как домовладельцы подняли цены в 10 раз». Третий… «Воровать Ваня Ананьев начал с 9 лет. Сейчас ему 14 и на его счету сотни краж. Их хватило бы на несколько рецидивистов. С легкой руки журналистов Ваню назвали «криминальным Моцартом», настолько виртуозно и изящно он действует… Он умудрялся снять часы даже у сопровождавших его милиционеров, забрать из сейфа изрядную сумму денег… в кабинете республиканской прокуратуры. Некоторые специалисты склонны видеть в этом феномене особую болезнь – клептоманию, когда человек просто не может не воровать…». Главная особенность клептомана – он похищает вещь машинально и не корысти ради. Около 5%  лиц совершивших кражи страдают этим. Четвертый…  «Даже известные российские политики в порыве откровенности сознались, что и они не без греха. Например, молодой Володя Рыжков воровал клубнику с колхозных полей, а бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко свинчивал с автомобилей фары. Даже, казалось бы, безупречная во всех отношениях Ирина Хакамада однажды сперла у своей однокласницы авторучку.» Пятый… У некоторых животных существует страсть к накоплению запасов. Вспомните сусликов, хомяков, белок, бурундуков делающих себе на зиму  запасы орехов, зерен, семян и грибов. А сороки, известны своей бесцельной страстью к накоплению блестящих предметов, их за это кличут  — «сорокой-воровкой». Да и людей не миновала сия чаша, вспомните Плюшкина из Гоголя, Гобсека из Бальзака.

   Думаю, вы уже догадались. Это страсть или инстинкт обладания вещами или вещизм. Нам с вами он больше знаком, как желание разбогатеть или как стремление быть обеспеченным и материально независимым. Данный инстинкт в основном побуждает человека зарабатывать, причем ограничений в объеме денег нет. Например, в теннисе список богатых игроков возглавляет Пит Сампрас с суммой в 39 млн. долларов, вторым идет Борис Беккер с 25 миллионами. В числе богатейших футболистов англичанин Ширер – 17 млн. фунтов стерлингов. По всей видимости желание стать еще богаче движет и нашу красавицу К. Шиффер. Не избежала этой страсти и Хилари Клинтон. Несмотря на то, что она очень богата, ее и ее семью постоянно сопровождают громкие коррупционные скандалы. Например, оказалось, что Клинтоны, при выезде из Белого дома, захватили с собой различных «подарков» на 190 тысяч долларов…

     13. Следующий инстинкт в нашем обществе почитается гораздо выше желания разбогатеть. В природе он распространен в виде инстинкта лидерства или желания обладания власти над себе подобными. Под его воздействием в любой стае, табуне или стаде обязательно появляется единоличный лидер или вожак. Ну, и мы, наследники животного мира,  сохранив этот инстинкт, также сильно зависим от него. К примеру, вспомните действия кандидатов в президенты США Ал Гора и Джорджа Буша-младшего. Их выборную компанию иначе как «президентским цирком» и не называли. Но, что поделаешь, эти лица движимые сильным инстинктом лидерства уступать друг другу нисколько не желали. Из наших «звездных пар» явным комплексом власти отмечались Бонопарт, и как ни странно Х. Клинтон, сейчас уже сенатор штата Нью-Йорк. Власть властью, однако посмотрите, до  каких уродливых поступков может довести этот инстинкт: «…Милиционер Ш. ППС с сослуживцем дежурил на посту «Пляж»… Около 4 часов утра подошли к компании отдыхавших людей. Одному из них Ш. приставил к животу пистолет и потребовал вывернуть карманы… Через полчаса попался другой: его сначала избили, а затем, чтобы скрыть следы преступления, решили убить…». Нам же рядовым людям властный позыв больше знаком как желание получить важный служебный пост или как стремление стать хотя бы маленьким, но начальником. Да и вообще-то, как мне кажется, каждому знакомо желание поруководить, покомандовать, поуказывать, заставить, поправить и другие признаки прямого управления людьми.

      14. Как охарактеризовать следующую особенность человеческого поведения я не знаю. Она в природе в чистом виде не встречается. Но ее отдельные моменты можно заметить в манерах петуха, павлина или индюка, в их стремлении гордо пройтись по двору, распушить перья и продемонстрировать себя. С этой особенностью связаны народные меткие выражения «распетушился, приосанился, расфуфырился, разукрасился» и т.д. Биологического названия у этого инстинкта нет. Но, тогда скажите, как назвать чувство которым руководствовались люди, присваивая малым планетам наряду с именами Гагарина, Сахарова, Солженицина, имена Иосифа Кобзона и Вагита Аликперова. И какое чувство подвигало безвестного жителя Узбекистана глотать ртуть, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса. И что же так сильно заставляло Владимира Савельева, уже зарегистрированного в книге рекордов Гиннеса с подобным достижением, поднимать 24 килограммовую гирю в течение суток, аж 19275 раз. Неужто  любовь к «искусству»?… Допустим. А что же тогда, в 1999 году, подвигло заведомо непроходного  Жириновского во второй раз выдвигаться кандидатом в президенты? Только ли материальный интерес? Ну, а что же заставило известную актрису и певицу Шер еще при жизни приобрести себе место на легендарном кладбище Пер-Лашез в Париже? Только ли желание найти спокойное место? Вряд ли… Кстати о книге рекордов Гиннеса… К какой же категории человеческих устремлений можно отнести ее появление? Ведь в ней очень много дурацких рекордов, иначе их трудно назвать. Но каков смысл их установления? Например, один американец за двенадцать лет съел свой автомобиль, а потом вскоре умер…. Другой, уже француз, девять километров толкал носом горошину. Что толкало людей так поступать? А вот с каким чувством связано появление так называемых «культов личности» Сталина, «четырежды героя СССР» Брежнева, и других известных политиков… Или вот это: В ФРГ согласно опросам, семь процентов населения – более 5 с половиной миллионов человек – хотели бы обладать княжеским или графским титулом. Причем так называемые «фиктивные аристократы», т.е. люди купившие аристократические титулы, очень даже стараются попасть на страницы «желтой» прессы…

    Вы, наверное, уже догадались, причина всему этому – тщеславие. Все эти люди, в том числе  многие звезды и известные политики, не исключая Бонапарта, Б. Клинтона, К. Шиффер, хотели и хотят одного – славы, почета, известности. Порой даже путем унижения человеческого достоинства. Давайте мы это стремление назовем  потребностью в славе и почете.

      15. И, наконец, последний из мощных природных инстинктов. Что это за инстинкт, двигавший всеми этими людьми, попробуйте догадаться сами: «Рискуя жизнью, майор Ковальчук ранил нападавших бандитов и спас месячное денежное довольствие полка ПВО…»… На территории бывшей ГДР активизируются так называемые «борцы за Германию». Они, по их отзывам, не «… будут довольствоваться разглагольствованиями, а перейдут к открытой вооруженной борьбе с врагами немецкой нации…»… «В противостоянии между палестинцами и израильтянами погибло около 300 человек…»   Если вы еще не догадались, то вот как об этом чувстве говорит К. Маркс: » Если человек трудится для себя, он может, пожалуй стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет быть истинно совершенным и великим человеком. История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей». После этих слов трудно что-либо добавить. Могу только привести имена некоторых из людей, у которых эта потребность была ведущей. Их имена помнят и сохраняют очень долго. Одни примеры чего стоят:  Жанна д Арк, Коперник, великие мыслители — Платон, Сократ, легендарные правители — Соломон, Петр 1. Над ними возвышаются легендарные, мифические личности, учения которых стали религией — Христос, Магомет, Будда, Конфуций. Недаром таких людей называют героями, философами, мыслителями и Учителями. Да-да, вы близки к истине. Эта потребность или инстинкт на самом деле является как бы продолжением родительского инстинкта. Только здесь человека охватывает забота о процветании общества, государства или даже человечества. Мы о нем обычно говорим как о чувстве долга перед Родиной, Отчизной, государством или обществом. Это самое последнее достижение и порождение природы. По этой причине этот инстинкт самый слабый из перечисленных, отчего не у всех он даже встречается… Из «звездных пар» таким чувством явно была отмечена принцесса Диана…

     Высший этап развития чувства долга перед людьми наступает тогда, когда ради общества человеку не жалко самого дорогого — своей жизни. Это самая высокая цена, которую может заплатить человек, и это свойство благородных натур. Мы их называем фанатиками — фанатиками веры, идеи или долга. Такое состояние ярко описано С. Дзержинским в письме на волю. Приведем его фрагменты: » Отказываться от жизненных благ, чтобы бороться за них вместе с теми, которые их лишены, и прививать в настоящее время своего рода аскетизм… Надо обладать внутренним сознанием необходимости идти на смерть ради жизни, идти в тюрьму ради свободы и обладать силой пережить с открытыми глазами весь ад жизни, чувствуя в своей душе взятый из этой жизни великий, возвышенный гимн красоты, правды и счастья».

    Если таким людям некуда приложить свои силы и устремления, если политику общества они не понимают и не приемлют, то они становятся равнодушными, и даже враждебными обществу. Тогда они начинают верить в какое-нибудь, по их мнению, единственное и верное учение. Верят в бога, в черта, в сатану, в мировую справедливость, в свое особое предназначение, в мировую революцию, в коммунизм, в нацизм, в конец света, да во что угодно, лишь бы верить во что-то. Причем, верят в это истово, фанатично, до конца и полностью. Слепо поклоняясь своей «единственно верной истине», они становятся ее активными проповедниками и борцами. Для массового распространения своей «идеи фикс» они считают «все средства хороши». Эти люди составляют основной стержень революционных и контрреволюционных организаций, террористических групп типа «красных бригад», сект вроде «белого братства» или «Аум сенрике» и фанатичных представителей религиозных учений, из них в последнее время у всех на духу — Аль Каида, Исламское государство, Боко Харам… Этих людей проще убить, чем переубедить. Вот что значит последнее достижение природы – инстинкт веры в идею…

     Вроде бы все с основными инстинктами, других крупных и значительных движущих сил у человека я что-то не замечаю…

   «Ну, наконец-то нашли мы основные инстинкты, а дальше что? Что с ними делать и как их применять?» – возможно, спросите вы. Но мы ведь не до конца в них разобрались! Сами смотрите, один и тот же инстинкт по-разному действует  утром, в обед или вечером. Например, с утра не всегда хочется есть, а к обеду целого барана подавай… То есть наши инстинкты —  это не постоянные цифры, а переменные величины – условно — х, у, z… Поэтому прежде чем выяснять, каким образом они подталкивают людей к действию или соединяют нас в единую семью и, в коллектив, или скрепляют общество надо бы разобраться — а как они меняются? Ведь на самом деле мы знаем что наши чувства и желания (это завуалированная сторона инстинктов) переменчивы, но как они переменчивы и от чего зависят это не всем ясно. Поэтому мы дальше будем искать нечто, объединяющее наши инстинкты и позволяющее их сравнить между собой. А затем, уже выяснив как  наши переменные х1, х2, х3… , то есть наши инстинкты могут изменяться, мы сможем пуститься на поиски их совместного действия или же выявления способа их сложения и вычитания (х1+х2-х3+х4… +х18=?).

       Краткие итоги главы:

     Здесь мы выделили инстинкты: инстинкт получения удовольствия,  инстинкт обладания вещами,  инстинкт лидерства, потребность в славе и почете, чувство долга перед людьми.

32 Комментарии

Добавить комментарий